Вегетарианство и здоровье

Дата: 09.12.2010 | Раздел: Статьи | Просмотров: 3138

Вегетарианство и здоровьеВ журнале «Наука и жизнь» №7 за 2010 год опубликован отклик на статью Анны Марголиной, которая рассказала об исследованиях  западных ученых, свидетельствующих о пользе вегетарианской диеты.

Автор  отклика - кандидат фармацевтических наук Игорь Сокольский. Вот  некоторые отрывки из его статьи - отклика. 

Из истории вегетарианства

Первое и самое знаменитое вегетарианское общество «The vegeterian society» основано в Англии, в Манчестере, в 1847 году. Для названия общества было позаимствовано два латинских слова: vegetabilis (растительный) и vegetare (развиваться, расти).

Английское вегетарианство ведёт происхождение из Индии, откуда великая колониальная держава черпала не только материальные, но и духовные ценности. У индусов же вегетарианство возникло на почве религиозных убеждений и веры в реинкарнацию — перевоплощение. Их ужасала сама мысль о том, что, убивая и съедая животное, возможно,
убиваешь и съедаешь родственника, душа которого в него вселилась. О том, что душа может переселиться в овощи и фрукты, индусы предпочитали не задумываться.

Изначально название «вегетарианский» означало не столько происхождение поедаемой пищи, сколько образ жизни, гармоничный с физической и нравственной точки зрения, а также стремление избавиться от склонности к насилию в собственном сердце и очистить сознание от дурных помыслов, а тело — от грязи.

Постепенно нравственная сторона движения превратилась в неистовое стремление избежать любым способом поедания животной пищи и найти этому наукообразное обоснование.

Вегетарианство не является однородным. Крайняя степень вегетарианства, граничащая с фанатизмом, носит название веганство, веганизм или вегетализм («чистое» вегетарианство). Первое веганское общество основано в 1944 году в Великобритании Дональдом Уотсоном. Он и ввёл в употребление термин «веган», образовав его из первых трёх и последних двух букв английского слова vegetarian (вегетарианец или вегетарианский), вложив в него, таким образом, идею общества — «вегетарианство от начала до конца». Веганизм отвергает все продукты животного происхождения,
вино и любые, даже растительные, возбуждающие средства.

В дореволюционной России вегетарианство особого распространения не имело и в конце XIX века практиковалось в основном приверженцами различных религиозно-философских течений, например толстовцами, духоборами и т.д. Не стало оно массовым ни после революции, ни после краха революционных идей, подвергаясь вполне обоснованной критике со стороны врачей.

Современная медицина признаёт вегетарианскую растительно-молочную диету как вполне допустимую при физических нагрузках и любительских занятиях спортом, а нестрогое вегетарианство считает полезным для людей пожилых, а также для профилактики и лечения некоторых заболеваний. Взрослым предоставлено право самим решать, какого образа питания они будут придерживаться, а вот детям вегетарианство противопоказано — мясные и рыбные блюда им необходимы для нормального роста, умственного и физического развития.

В некоторых «вегетарианских» книгах или статьях можно встретить утверждение, что вегетарианства «придерживаются сотни миллионов людей во всём мире». Такое некорректное утверждение базируется на том, что подавляющее большинство из этих «сотен миллионов» не имеют возможности питаться мясом либо по религиозным убеждениям, либо из-за отсутствия средств, что не делает здоровее ни тех, ни других.

В тех странах, где по перечисленным выше причинам процветает вегетарианство, средняя продолжительность жизни — одна из самых низких на Земле. Поклонники вегетарианства, пытаясь увеличить число своих сторонников, совершенно бездоказательно утверждают, что люди, питающиеся растительной пищей, живут на 20 лет дольше, но никаких статистически достоверных исследований пока не проводилось.

Современная вегетарианская кухня старается обеспечить большую степень усвоения и питательность растительной пищи, её разнообразие, хороший вкус и внешнюю привлекательность. Но всё это, как ни парадоксально, приводит к тому, что полноценное вегетарианство весьма затратно и далеко не всем по карману.

Далее автор делает сравнительный анализ полезности растительного или животного белка. Эту часть статьи можно прочитать в номере 7 за 2010 год в журнале "Наука и жизнь".

И вот еще отрывок из статьи  Игоря Сокольского.

Приведу несколько примеров, которые, возможно, окажутся небесполезными для читателей, размышляющих о пользе и вреде вегетарианства. Осенью 1885 года в Ясную Поляну приехал писатель Вильям Фрей (настоящее имя — Владимир Константинович Гейнс), русский последователь «позитивной религии» французского философа Огюста Конта, публицист и убеждённый вегетарианец.

Фрей попытался убедить Л.Н. Толстого в истинности нравственного учения позитивизма и вегетарианства. Великий писатель не изменил своих отрицательных взглядов на позитивизм с его отказом от поиска сущности вещей, но идею вегетарианства живо усвоил.

Разочарованный Фрей вернулся в Лондон, где вскоре и скончался, прожив, несмотря на вегетарианство, только 49 лет. Увы, но и у нашего великого писателя время появления негативных изменений в образе мыслей и поведении, глубокий жизненный и семейный кризис подозрительно совпали со временем его увлечения вегетарианством.

Великий художник И.Е. Репин, попав под влияние своей подруги, а позднее жены, фанатичной приверженки абсолютного вегетарианства Н.Б. Нордман, сначала с упоением писал И. Перперу, издателю «Вегетарианского обозрения»: «А я в восторге справляю медовый месяц питательных и вкусных растительных бульонов. Я чувствую, как благотворный сок трав освежает, очищает кровь и влияет самым целительным образом на начинавшийся уже очень явственно склероз сосудов...

Выброшены яйца (мясо уже и прежде оставлено). — Салаты! Какая прелесть! Какая жизнь (с оливковым маслом!). Бульон из сена, из кореньев, из трав  - вот эликсир жизни. Фрукты, красное вино, сушёные плоды, маслины, чернослив... орехи — энергия. Можно ли перечислить всю роскошь растительного стола? Но бульоны из трав — какое-то веселье. Это же ощущение испытывает и мой сын Юрий и Н.Б. Северова. Сытность полная на 9 часов, ни пить, ни есть не хочется, всё сокращено - свободнее дышится».

Но вот прошло немного времени и в другом его письме, Татьяне Львовне Толстой, читаем:

«Вегетарианство я должен был оставить. Природа знать не хочет наших добродетелей. После того, как я писал Вам, ночью меня хватила такая нервная дрожь, что наутро решил заказать бифштекс — и как рукой сняло. Теперь я питаюсь вперемежку».

Репин несколько раз на протяжении почти 13 лет то возвращался на стезю вегетарианства, то снова разнообразил еду продуктами животного происхождения. Продолжалось всё это вплоть до безвременной кончины Н. Б. Нордман, умершей в 1914 году от туберкулёза горла. Вегетарианство не спасло её от смерти, ей был всего 51 год.

И здесь, как и в случае с Л.Н. Толстым, период увлечения вегетарианством по времени совпал с творческим застоем художника, который завершился уже после кончины жены. Позднее он написал: «Наталья Борисовна была строжайшая вегетарианка —  до святости; она верила в возможность лечиться солнечной энергией, содержанной в виноградном соке».

Вскоре после смерти Нордман Репин, по словам К. Чуковского, заявил, что в «Пенатах» впредь будет царить другой порядок: «Раньше всего Илья Ефимович упразднил вегетарианский режим и, по совету врачей, стал есть в небольшом количестве мясо». Вслед за этим быстро наступило и время создания новых живописных шедевров.

Вот такая статья  специалиста дает нам материал для размышления. А что думаете по этому поводу вы? Отписывайтесь в комментариях!

 

Сайт www.vegmeal.ru


Понравилась статья? Подпишись на получение обновлений по электронной почте или на RSS

Добавить комментарий